В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями слуха и поэтому слухопротезирование стало актуальным вопросом в сфере детской медицины. Патологии слуха могут вызвать отставание в развитии, нарушение социальной адаптации.
Поэтому своевременное выявление проблем со слухом и слухопротезирование очень важно для детей. Успешная диагностика слуховых патологий, а вместе с тем и правильный подбор, и настройка слухового аппарата помогают ребёнку развиваться без отклонений, сопутствующих расстройствам слуха.
Для детей раннего возраста диагностика слуха имеет специфический характер. Ребёнок, не может напрямую сказать о тех неудобствах, которые испытывает, поэтому используются методы обследования разного плана. Разноплановый подход позволяет дать правильную оценку патологий.
Обследования, сами по себе, делятся на два типа: объективные и субъективные.
Объективные обследования - это разнообразные анализы и тесты. Они дают возможность получить точную информацию, на основе которой можно делать выводы о состоянии слуха ребёнка.
Кроме объективных тестов и анализов существуют, как писалось выше, субъективные методы обследования. К таковым относят консультацию сурдопедагога.
В раннем возрасте для ребёнка важно участие в слухопротезировании сурдопедагога, к нему на консультацию направляются дети с трёх месяцев. Как правило, процесс диагностики включает в себя несколько визитов в течение двух-трёх месяцев. Это позволяет оценить результаты слухопротезирования и сделать оптимальную настройку слухового аппарата. Слухопротезирование начинается с ранней диагностики нарушений слуха. Она проводится в первый год жизни малыша. На первом этапе сурдопедагог проводит с ребенком скрининг - выявляет отклонения, связанные с нарушением слуха.
Сурдопедагогический скрининг включает необходимость установления ситуативного эмоционального контакта с младенцем. Поиск видимых реакций на звук ведется с учётом неврологического статуса ребёнка, темповой задержки в созревании структур мозга, чаще всего на фоне недоношенности. Важным для сурдопедагога в оценке прогноза на дальнейшее формирование слуха малыша является инициативность его родных.
Уточнение сурдопедагогического диагноза в раннем возрасте ребёнка, как правило, растягивается на два-три месяца.
Пока ставится диагноз, родителям предлагаются методические рекомендации по стимуляции слуховой функции. Педагогом регистрируются изменения в формировании безусловно-ориентировочных реакций на речевые и неречевые звучания и изменении в развитии голоса и речи.