Когда родители впервые обнаруживают проблемы со слухом у своего ребенка, это становится для них в большинстве случаев шоком, ведь в первую очередь тугоухость в раннем детском возрасте повлечет за собой нарушение развитие речи.
Другими словами, слабослышащий ребенок не сможет научиться говорить. Многие родители начинают паниковать. Они не знают, куда обратиться за помощью, как необходимо действовать в данной ситуации? На самом деле проблема сложная, но вполне разрешимая. В большинстве случаев младенческую и детскую тугоухость можно компенсировать слуховыми аппаратами. Какие же действия должны предпринять мама и папа для того, чтобы их ребенок снова стал хорошо слышать и мог развиваться полноценно?
Пройдите все аудиологические тесты:
- Для детей до 7 лет - Отоакустическая эмиссия, КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы), ABR, тимпанометрию.
- Для детей от 7 лет и старше – Тональная пороговая аудиометрия, тимпанометрия.
Совет: не будет лишним пройти данные обследования в 2-3х местах и потом сравнить результаты тестов.
Обратиться в специализированный центр слуховой реабилитации, где вам помогут подобрать оптимальные по мощности и техническому уровню слуховые аппараты (ссылка на слуховой аппарат Nitrosp), и качественно настроят их по специальному педиатрическому алгоритму DSL-5.
Совет: при двухсторонней тугоухости для ребенка очень важно чтобы протезировались оба уха. В этом случае будут развиваться оба корковых центра слуха головного мозга, будет обеспечена бинауральная синхронизация звуков и ребенок будет иметь возможность развиваться полноценно.
Выбирайте только цифровые адаптивные слуховые аппараты с техническим уровнем не менее 16 каналов компрессии, с бинауральной связью и системой подавления свиста. Также обязательно должна быть система выделения речи из шума, система подавления шума ветра, световой индикатор, возможность управления аппаратом через смартфон и не помешает также электронный дневник, который учитывает время использования слухового аппарата, среднюю предпочитаемую громкость, окружающие акустические обстановки, в которых наиболее часто или наиболее редко используется аппарат. Все это ваш слухопротезист проанализирует на последующей настройке и подкорректирует звук слухового аппарата для еще большей его эффективности.
Ежедневно проверяйте технику
Маленькие дети не могут рассказать о своих проблемах, поэтому родители должны проверять слуховые аппараты каждое утро, и кто-то в школе или детском саду должен проверить их еще раз в течение дня.
Ребенок должен постоянно проходить тесты на восприятие речи
Мы можем отлично настроить слуховые аппараты и даже знать, что звук достигает барабанной перепонки ребенка, но мы не можем знать, является ли речь четкой и понятной для ребенка. Каждый слабослышащий ребенок должен проходить тесты на восприятие речи. При этом мы не просто хотим узнать результат; мы должны знать, какие конкретные ошибки восприятия у него существуют. Зная эти ошибки, мы можем изменить настройку слуховых аппаратов.
Например, если ребенок неправильно воспринимает фонему /s/, это значит, что он не слышит на частоте 5000-6000 Гц. Аудиолог должен использовать эту информацию для того, чтобы изменить настройку, а затем проверить, улучшилось ли восприятие.
Необходимо отслеживать результаты
Если вы их не отслеживаете, вы не знаете, что именно слышит ребенок, а также, что еще более важно, чего ребенок не слышит. Каждый взрослый должен контролировать восприятие речи ребенком. Родители, логопеды, коррекционные педагоги и учителя должны превратиться в «слуховую полицию».
- В каких ситуациях ребенок слышит хорошо?
- В каких ситуациях ребенок испытывает трудности?
- Какие конкретные фонемы он не слышит?
- Он не слышит их во всех ситуациях или только на большом расстоянии?
Всю эту информацию нужно записывать и посылать аудиологу, который изменит параметры настройки, чтобы улучшить результат.
С взрослением детей просвещайте их в области потери слуха
Обнаружив у ребенка потерю слуха, мы в первую очередь просвещаем родителей. Мы обсуждаем с ними причины потери слуха, помогаем им освоить разные модели слуховой техники и понять влияние потери слуха на развитие языка и мозга. Когда дети взрослеют, они должны получить ту же самую информацию. Это их потеря слуха, и они должны знать все о ней. В возрасте примерно 7-8 лет я начинаю объяснять детям результаты аудиограммы. Такой способ консультации также дает маленьким пациентам возможность задавать нужные вопросы.
Мы одна команда
Каждый, кто работает со слабослышащим ребенком, является членом одной команды.
Сурдопедагог и логопед должны перед каждым обследованием говорить аудиологу, как обстоят дела у ребенка. Просто замечательно, если они смогут рассказать аудиологу, что слышит и не слышит ребенок, и чем подробнее – тем лучше. Каков языковой уровень ребенка? Получив эту информацию, аудиолог будет знать, какой тест речевого восприятия нужно применить.
Аналогичным образом аудиолог должен сообщить аудиовербальному терапевту и логопеду, если восприятие речи у ребенка недостаточно хорошее. Если пороги слышимости при ношении слуховых аппаратов достаточно хороши (но только в том случае, когда они находятся внутри «речевого банана»), то плохое восприятие речи означает, что ребенку нужна терапия для улучшения слуховых навыков. Аудиолог должен также проинформировать, если восприятие речи в одном ухе хуже, чем в другом. Это говорит о том, что ребенку требуется усиленный слуховой тренинг для хуже слышащего уха. Общаясь, слушая и уважая друг друга мы можем улучшить результаты у ребенка.